Практические принципы занятий с особыми детьми

Практические принципы занятий с особыми детьми

Ребенку с особенностями развития требуется больше внимания со стороны родителей, больше совместных игр, занятий, больше терпения. Но дело не только в количестве: сам подход к этим играм и занятиям должен быть особенным. Несколько ценных правил от Сары Ньюмен, автора книги «Игры и занятия с особым ребенком», которая сама вырастила сына с нарушениями развития.

1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным Ребенку с особыми нуждами для ответа или реакции требуется больше времени, поэтому будьте терпеливыми. В некоторых случаях для этого требуется 30 — 60 секунд, тогда как обычный ребенок справляется за 5-10. Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.

2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды. В этом правиле есть небольшая оговорка — Ваши действия должны учитывать возможности восприятия и понимания ребенка.

3. Привлекайте внимание ребенка Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете: — Широко и часто улыбаться. — Строить рожицы – морщить нос, поднимать брови. — Издавать забавные звуки. -Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску. — Раскрасить лицо. — Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.

4. Задействуйте все его органы чувств Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Используйте: Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники). Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни; играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки; берите ребенка на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности. Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).Создайте для него расписание (ребенок должен вставать, ложиться, обедать и т.п. в одно и то же время) и четкие правила поведения (например, «есть и пить можно только сидя за столом»). Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.