ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура (ЛФК) — составная часть медицинской реабилитации, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.
Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.

Задачи ЛФК можно разделить на общие и частные. Независимо от характера заболевания комплекс лечебной физкультуры включает упражнения, оказывающие общее тонизирующее воздействие на организм больного, его эмоционально-волевую сферу, на улучшение функции центрально нервной системы, кровообращения, дыхания, трофики (общие задачи).
Частные задачи определяются характером заболевания, клиническим синдромом, особенностями функционального дефекта, уровнем компенсаторных возможностей.

У детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.

В этом случае используют:

  • пассивные упражнения (выполняются плавно);
  • упражнения с помощью (при ограничении объема движения);
  • рефлекторные упражнения (воздействие на рефлексогенные зоны);
  • активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип);
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения на растягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • силовые и скоростно-силовые упражнения (опора, приседание, отжимание);
  • корригирующие упражнения (формирование осанки, походки, борьба с синкинезиями и синергиями);
  • упражнения на координацию движений;
  • упражнения на равновесие (тренировка опороспособности).

Трудотерапия включает освоение бытовых навыков (одевание, уборка, самообслуживание и т. д.).

В медицинской реабилитации детей с ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Занятия с больными детьми ДЦП должны строиться по принципу непрерывной тренировки в течение дня. Процесс занятий должен представлять “образ жизни ” ребенка.